Сценарий фильма
"Мне не нужно ни богатой природы,
ни великолепной композиции,
ни эффектного освещения,
никаких чудес. Дайте мне хоть
лужу грязную, но чтобы в ней
правда была, поэзия, а поэзия
во всем может быть, это дело художника". (Третьяков П.М., основатель "Третьяковской галереи") | |
В основе любого фильма должна лежать заранее определенная идея. Фильм
должен раскрыть что-то новое, важное, волнующее или интригующее, при
чем, мысли, изложенные в фильме, должны быть показаны лаконично,
достаточно ясно и понятно. Такой фильм принесет удовлетворение как лично
Вам, так и Вашим зрителям.
Съемка фильма, в отличие от фотосъемки, должна производиться в
соответствии с предварительно разработанным сценарием (планом), при чем,
даже в процессе документальной съемки неожиданных событий, происшествий
и аварий оператор должен мысленно продумать сценарный план данного
эпизода.
Создание сценария всегда начинается с выбора темы. Выбирайте
только ту, которая Вас по настоящему интересует, так как именно наличие
личной заинтересованности является одним из главных факторов,
определяющих итоговое качество снятого фильма.
Разработка сюжета фильма позволяет построить подробный план чередования событий, которые должны быть в нем отображены.
Первоначально, сюжет фильма излагается в форме короткого изложения содержания фильма.
Следующий этап - это создание литературного сценария, в котором
сюжет излагается уже в зрительно ощутимых образах. Кроме всего прочего, в
общих чертах определяются особенности монтажа фрагментов фильма.
Далее, на основе литературного сценария, разрабатывается
постановочный сценарий, то есть подробный план съемки фильма, с
разбивкой эпизодов на кадры и подробным указанием технических приемов
съемки.
В большинстве случаев, объем монтажных работ предопределяется
качеством отснятого материала. Поэтому, крайне важно, заранее, то есть
задолго до проведения съемок конкретных кадров, тщательно продумать
порядок чередования сцен и декораций, яркостные и цветовые переходы
между отдельными кадрами, учесть направление входа и выхода актеров, их
взаимное расположение в сценах, жесты и позы, учесть тональность и
громкость звукового сопровождения, а также длительность отдельных
кадров и сцен, соблюсти единство темпа движения во всех кадрах
конкретной сцены.
Примечание: Согласно кинематографической
терминологии, "кадр" - это совокупность последовательно снятых
"кадриков" ("кадрик" аналогичен обычному одиночному фотоснимку), в
промежуток времени после нажатия и перед отпусканием кнопки
"Запись/Съемка" съемочной камеры.
Автор: Alex Sergeev
Как правильно снимать фильм
Пособие для начинающего режиссера
Итак, вы - начинающий голливудский режиссер. Понятно, что вам
хочется снять такой шикарный фильм, чтобы ваше имя даже отъявленные
критики запомнили далеко и надолго.
Поэтому дальше мы немного расскажем, как правильно снимать фильмы, на которые
публика будет ломиться как стадо голодных слонов.
Говорят, что настоящий мастер способен из обычного ничего
сделать конфетку. И в качестве первого шага нам нужно правильно выбрать
жанр. Давайте для начала посмотрим, какие у нас жанры присутствуют в
наличии, и как влияют фильмы разных жанров на критиков и зрителей.
После мастерски снятой драмы большинство зрителей уходят все в
слезах и соплях. А у некоторых (достаточно сентиментальных и
впечатлительных) подушка не просыхает целую неделю. Надо заметить, что
критик - тоже человек, поэтому, обливаясь соплями и слезами, он уходит в
меланхолическую депрессию.
А в таком состоянии у него не поднимется верхняя конечность, чтобы написать хорошую, а не мрачную, как абсолютно безлунная ночь, рецензию. Поэтому критик утешается с привлечением кошки, собаки или енота, обитающих на вверенной ему жилплощади (чаще всего это вилла в Каннах или в других злачных местах). Степень депрессии определяется по влажности шкурки этого домашнего животного. К счастью режиссера, критик, как морально устойчивый и повидавший виды (читай - фильмы), быстро приходит в нормальное для критика состояние. Чем больше впечатлился критик, просматривая драму (и украдкой вытирая предательскую слезу) тем лучше в душещипательном смысле этого слова будет рецензия.
А в таком состоянии у него не поднимется верхняя конечность, чтобы написать хорошую, а не мрачную, как абсолютно безлунная ночь, рецензию. Поэтому критик утешается с привлечением кошки, собаки или енота, обитающих на вверенной ему жилплощади (чаще всего это вилла в Каннах или в других злачных местах). Степень депрессии определяется по влажности шкурки этого домашнего животного. К счастью режиссера, критик, как морально устойчивый и повидавший виды (читай - фильмы), быстро приходит в нормальное для критика состояние. Чем больше впечатлился критик, просматривая драму (и украдкой вытирая предательскую слезу) тем лучше в душещипательном смысле этого слова будет рецензия.
При съемке качественной драмы от режиссера требуется
жесткосердечность и цинизм, переходящий в черный юмор. Это нужно для
того, чтобы режиссер мог довести любого актера до нужной кондиции, когда
актер будет вынужден со страдальческой физиономией заливаться слезами, а
не ломать комедию, пытаясь выдавить из себя струю крокодильих слез.
Восприятие мелодрамы отличается тем, что половину фильма
зрители вместо попкорна жуют собственные сопли. А критики начинают
ломать голову - что больше в фильме, мела или драмы. Основным принципом
мелодрамы является то, что главным действующим лицам плохеет по очереди,
а не всем скопом (иначе мелодрама становится драмой).
Поэтому от режиссера требуется недюжинный фанатизм, чтобы совместить несовместимое и выдавить слезу в надлежащий момент. Не раньше и не позже. Кстати, для получения страдальческого выражения на лице актера и выпрыска скупой мужской слезы можно использовать прищепку, прицепляемую в нужное место в нужное время.
Поэтому от режиссера требуется недюжинный фанатизм, чтобы совместить несовместимое и выдавить слезу в надлежащий момент. Не раньше и не позже. Кстати, для получения страдальческого выражения на лице актера и выпрыска скупой мужской слезы можно использовать прищепку, прицепляемую в нужное место в нужное время.
Грамотный режиссер снимает ужасник так, чтобы зрители
писались от страха прямо в штаны (бывалые зрители используют памперсы), а
волосы у них вставали дыбом, под углом 90 градусов к тому месту, откуда
они растут.
Во время киносеанса зритель способен сожрать мешок попкорна,
пытаясь вытеснить неистребимое чувство страха. А некоторые зрители,
впадая в волнительное состояние, запросто могут съесть даже обшивку у
кресла.
Ужасники воспринимаются критиками "на ура", в том смысле, что
их рецензии сильно напоминают фильм ужасов, задокументированный на
бумаге. И это правильно - предварительная тренировка на штанах еще
никому не мешала.
От режиссера требуется способность впадать в мрачный
(злобный) пессимизм, а вполне безобидный сценарий превращать в леденящий
кровь. Главное - не переборщить, а то зрителей придется выносить из
зала и откачивать подручными средствами из пожарных шлангов.
Мистика весьма близка к ужасам, но отличается тем, что к
фильму привлекаются потусторнние силы, магия, толпы зомби (роль зомби
обычно играют пациенты психиатрических клиник, так как полного идиота
нормальный актер хорошо не сыграет), пляски с бубнами и костями наголо.
Летающие черепа удачно дополнят картину.
От режиссера требуется грамотно подобрать консультанта по
мистическим явлениям. От консультанта требуется не знание магии, а
умение рассказать, как "это" должно выглядеть, и навыки хореографии
ритуальных песен и плясок. В противном случае можно получить не фильм, а
документальный отчет о деятельности секты спиритов.
Критик, перед тем, как писать рецензию, обязательно попробует
исполнить увиденные "трюки" собственноручно (вместо бубна с успехом
можно использовать сковороду и пару прикрепленных к ней половников).
Если во время этого произойдет что-то необъяснимое - посыпется за
шиворот штукатурка или чайник упадет на ногу (лучше, конечно, на голову -
больше впечатлений), то хорошая рецензия вам гарантирована.
Фантастика, надо отметить, относится к зрелищным фильмам.
поэтому зрители запасаются комбикормом... то есть попкорном, накладывают
полные штаны (точнее - карманы этих штанов) бутылочек пепси или пива,
чтобы сухой корм не встал колом, и идут впечатляться. Дело в том, что
фантастика базируется на впечатлительности зрителей и их способности
издавать протяжный "аах". Поэтому главные роли исполняют не живые актеры
(и, разумеется, не трупы), а видеоэффекты.
Этот факт, между прочим, здорово облегчает жизнь режиссеру,
потому что видеоэффект никогда не скажет ему "Да пошел ты со своим 57-м
дублем!" Кроме того, видеоэффект не будет требовать от режиссера ввести в
кадр "вон ту полосатую собачку" только потому, что она "фотогенична и в
тему". Видеоэффект не будет плакаться, что ему мало заплатили и
следующую фразу он произнесет только за десять зеленых бумажек с
портретом президента.
Зато у режиссера есть возможность воплотить в эффекты свою
буйную фантазию, наплевав на действительность и все законы физики. Как
вам летающие червяки, проникающие куда следует исключительно по
водопроводу? А какая у них красочная бирюлька на втором хвосте...
Критик - это существо, видавшее виды, поэтому впечатлять его
надо несколько иначе. Если критик не сможет понять как сделан эффект, то
он впечатлится и накатает восторженную рецензию. Но учтите, что смотрит
он фильм не только ради эффектов, так как хороший фильм должен нести
правильную идею. Впрочем, сеять хорошее, доброе, вечное - совсем не
обязательно, но настучать зеленым человечкам шваброй по выпирающим
сопаткам - дело полезное и нужное.
Самое интересное - связный сюжет в фантастических фильмах не
является обязательным элементом. Есть сюжет - хорошо, не сюжета - ну и
не надо. Если что, зритель придумает сюжет сам. Если захочет.
Это просто праздник для утонченной творческой натуры режиссера и сопли восхищения благодарных зрителей.
Для режиссера здесь полное раздолье и возможность творческого
поиска. Например, как лучше запалить машину, сперва эффектно разбив ее
на центральном перекрестке города о самоходную фигулину с восьмиметровой
вязанкой дров. Это возможность показать (с пятикратным замедленным
повтором), как оторвавшийся от нее глушитель, сшибая фонари, впивается в
цистерну бензовоза и раз семь переворачивает ее (вместе с машиной,
разумеется) вокруг оси, а обезумевший водитель этого бензовоза хватается
за дробовик с лентой патронов в рюкзаке и начинает палить по пожарным
гидрантам и пролетающим мимо самолетам.
Боевик - это возможность из ничего сделать взрывы (машин,
мусорных баков, складов с отходами местного завода), драки (на палках,
стульях, ломах и острых 30-дюймовых ножах), стрельбу (из противотанковых
пулеметов по мишеням, сидящим за углом, из гранатометов в сараях 17-го
века постройки и из прочих подручных предметов, включая плевательные
трубки с гидроусилителем. Боевик - это когда люди выходят не в двери, а
вылетают из окна вместе с самим окном, рамой и решеткой, присобаченной к
окну, а в соседней кабинке ватерклозета сидит киллер, прикрутивший к
пистолету три глушителя для улучшения сервиса по обслуживанию клиента.
Причем, чтобы не оставлять следов, пули он самостоятельно прессует из
жеваной туалетной бумаги (пипифакса).
А режиссер может гордо сыграть главную роль и набить морду
Шварцнеггеру (А зрители, в свою очередь, под благотворным влиянием
кумиров и в азарте могут устроить бои локального значения. Попкорн
веером полетит по сторонам, а у кого-то из зрителей найдется револьвер, и
он начнет палить вверх и отстрелит люстру).
Критик - человек азартный по натуре, поэтому он с первого
раза фильм посмотреть не может. Войдя в раж, он с ловкостью
профессионального ковбоя выхватывает пистолет и отстреливает Главного
Злодея за то, что тот не так искоса на него посмотрел.
Главный Злодей должен уметь играть на скрипке, заниматься
танцами в стиле у-шу, вести философские беседы и делать кучу других дел,
на которые у Хорошего Героя не хватает времени, так как он занимается
"нейтрализацией" Главного Злодея. Поэтому Хорошему Герою никак не
удается спокойно залечь в джакузи и сыграть там на скрипке что-то
душещипательное. Этот факт моментально сдвигает акценты симпатии на
сторону Хорошего Героя в лучших умах общества, поэтому общество готово
носить Героя на руках, рыдая от гордости за его триумф.
Триллер - тот же боевик, дополнительно нашпигованный
элементами ужасов, фантастики и мелодрамы. С каждого по нитке - вот и
сплелась лента триллера. В триллер, кроме того, можно внести некоторые
моменты, явно несвойственные боевикам. К примеру, ужасного крокодила,
выползающего за очередной жертвой из сливного бачка (если крокодил в
бачке никак не помещается, то пусть живет в необитаемой кладовке). А в
конце фильма можно намекнуть, что это не крокодил, а паук-мутант, жертва
Чернобыля и генетических экспериментов секретной лаборатории
подпольного отдела ЦРУ по исследованию паранормальных свойств планктона.
Крокодил, кстати, должен состоять в профсоюзе и оплачиваться
по крокодильской ставке. Зато крокодил на съемках не будет пить пиво или
виски, лениво посасывая сигару. Важно только оградить актеров от
посягательств крокодила, и крокодила - от посягательств актеров.
Как гласит испытанная временем народная мудрость, хорошо
смеется тот, кто делает это последним. Поэтому хорошая комедия
получается тогда, когда последним смеется режиссер.
Комедия - это искусство снять фильм так, что зритель будет кататься по собственному попкорну и ржать, как лошадь на экзекуции щекотки. Именно поэтому главное для режиссера - правильно рассчитать паузы между приступами смеха. Чтобы смешных эпизодов хватило, и зритель не досмеялся бы до окончательного посинения. Лучше всего придерживаться принципа "а самая клубничка - на десерт", постепенно наращивая "убойность" шуток и смешных ситуаций.
Комедия - это искусство снять фильм так, что зритель будет кататься по собственному попкорну и ржать, как лошадь на экзекуции щекотки. Именно поэтому главное для режиссера - правильно рассчитать паузы между приступами смеха. Чтобы смешных эпизодов хватило, и зритель не досмеялся бы до окончательного посинения. Лучше всего придерживаться принципа "а самая клубничка - на десерт", постепенно наращивая "убойность" шуток и смешных ситуаций.
В качестве смешной может быть использована любая ситуация, но
важно подать ее под правильным соусом. К примеру, если человек падает с
лестницы, то ему на голову должен свалиться кирпич, а лестница -
провалиться. Человек совершенно нелепо размахивает руками и цепляется за
вешалку для обуви. Зато из кармана выпадает бумеранг и пепельница в
подарочной упаковке. А его лучший друг, играя с собакой в домино на
террасе, интересуется: "Джон, ты чего так долго в холодильнике
копаешься?"
Критик оценивает комедию дважды. Первый раз по количеству
пыли на одежде зрителей после сеанса (чем больше пыли они собрали, тем
больше они катались по полу, находя комедию превосходной), а второй раз -
тестирует на себе.
Хотя критика развеселить трудно (слишком быстро он привыкает к
шуткам), соседи уверены, что он периодически приводит коня на дом
посмотреть фильм. И что этот конь является музой для критика, так как
его рецензии получаются на редкость веселыми.
Итак, вот мы и познакомились с основными жанрами фильмов.
Теперь вы, будущий оскароносец, знаете, с какого бока подходить
дирижерскому ... то есть режиссерскому пульту, как на фильм будут
реагировать зрители, и в какое место смотрит критик.
А немного позже мы несколько подробнее остановимся на технологии креатива некоторых фильмов.
Источник: http://cinemalib.narod.ru
Концепция фильма
Начинать работу над любым фильмом нужно с написания его концепции.
Концепция - это прежде всего изложение-пересказ всей
сюжетной линии, благодаря которому можно оценить необходимые для работы
ресурсы и в дальнейшем написать полноценный сценарий. Здесь же описываются
и характеры героев, на основе которых будут строиться
диалоги и действия в сценарии. Структурирование разрозненных мыслей и идей
на бумаге очень важно прежде всего для самого автора.
Многие сразу приступают к написанию сценария для фильма. Это не самый оптимальный подход, поскольку концепция позволяет наметить все основные сюжетные направления и оценить их в целом не затрачивая слишком больших трудовых и временных ресурсов. Как правило, до написании сценария концепция подвергается изменениям, которые идут фильму только на пользу. Если же сразу начинать со сценария, затраченные на него силы могут стать тормозом для его модификации.
Перед тем, как приступить к написанию концепции своего проекта, нужно
понять несколько простых правил, которые позволят вам снять фильм именно
так, как вы запланируете.
Трезвая оценка своих возможностей
Принцип выполнимости - один из важнейших принципов
любительского кино. Вы должны трезво оценивать свои возможности. Бумага
стерпит всё: и летящую над горами камеру, и взрывающийся автомобиль, и
созданный на компьютере город. Однако снять в итоге не получится ничего.
Многое из того, что показывают даже в <дешёвых> сериалах по телевидению,
недоступно для простого любителя. Насколько бы талантливым и перспективным
не казался вам ваш фильм, помните: никто никогда не даст вам на
него свои деньги, никому не нужна реклама в нём,
ни одна благотворительная организация не поддержит ваше
начинание.
Если вы включаете в фильм сцену в кафе, баре или магазине - будьте
готовы <отвалить> владельцу кругленькую сумму за возможность использовать
его собственность в качестве декораций. Если вы хотите построить декорации
космического корабля (и у вас даже есть идеи, из чего их можно сделать) -
сначала найдите того, кто отдаст в ваше распоряжение целую комнату в своей
квартире на длительный срок. Если вы хотите снять ночную сцену - сначала
проверьте, как снимает ваша камера в условиях недостаточной
освещённости...
Не переоценивайте свои возможности, не расчитывайте на
чью-то помощь, и тогда у вас будет шанс закончить свой проект.
Роли для актёров
Для начинающих съёмочных групп не существует большой альтернативы при
выборе актёров на роли (как правило, человеку подбирают роль, а не
человека на роль). У любого актёра, профессионального или нет, есть некое
амплуа - характеры, которые удаются ему лучше всего.
Понять амплуа каждого актёра до утверждения на роли - важнейшая
задача для режиссёра.
На этапе написания концепции, если какие-то из актёров заранее
известны, можно написать роли под конкретных людей. Это может
существенно сказаться на качестве фильма, поскольку герои
получатся максимально реалистичными.
В дебютных фильмах обычно заранее известна лишь пара актёров -
остальных приходится искать (например, через интернет). Возникает
замкнутый круг: чтобы найти добровольцев, нужна готовая концепция; чтобы
написать хорошую концепцию, нужно заранее знать способности актёров. К
сожалению, здесь рецепта удачи не существует. Наиболее верным будет
написание предварительной концепции (без характеров героев), затем поиск
активистов, и уже после личного знакомства с ними - завершение концепции.
Выбор верного жанра
Жанр фильма - это определяющее направление, от которого в любительском
кино зависит очень многое. Каждый жанр предъявляет свои
требования ко всем участникам проекта, и, в особенности, к актёрам. Почти
любой человек (кроме стеснительных) будет отлично смотреться в комедийной
роли, однако для драматической требуется совершенно иной
уровень актёрского мастерства и опыта. Любая наигранность в
<серьёзном> фильме очень сильно бросается в глаза и
вызывает у зрителя либо неуместный смех, либо раздражение.
С ростом доступности кино- и видеотехники был изобретён приём, позволяющий маскировать бездарность съёмочной группы и актёров. Речь идёт о <концептуальном> кино, понимание которого, якобы, доступно лишь избранным. Подобные направления существуют во всех областях творчества: в изобразительном искусстве, в музыке, в литературе... Если у вас вдруг возникнет идея снять фильм в подобном жанре - бросьте читать это руководство немедленно и убейте себя об стену!
Все жанры любительского кино можно условно разделить на <серьёзные> и
<несерьёзные> (разумеется, по общему настрою происходящего на экране, а не
по отношению к работе). Серьёзность налагает очень высокие
требования к актёрскому составу, которыми, к сожалению, сегодня
не обладают даже некоторые актёры <большого кино>.
Если вы не хотите, чтобы над вашим фильмом смеялись
там, где вы этого не задумывали, выберите для него <лёгкий> жанр. Особенно
важен подобный выбор для дебютного проекта.
Просто и нескучно
Одна из самых частых ошибок начинающих сценаристов в том, что перипетии
сюжета бывает трудно объяснить без дополнительных описаний. Длинные
монологи, требующиеся для понимания зрителем сюжета, вызывают скуку
(особенно при повторном просмотре фильма). В идеале сюжет должен
быть выстроен таким образом, чтобы его рассказывали действия на
экране, а не герои фильма. Во время написания концепции каждый
раз чётко представляйте себе, как вы покажете (а не
расскажете) очередной поворот истории. Не стоит чересчур усложнять и
запутывать повествование.
На пользу фильму явно пойдут:
- смена мест действия;
- яркие и незатянутые диалоги;
- больше действия в кадре;
- интригующий и захватывающий сюжет.
Создать концепцию в таком стиле сложно, но возможно.
Постарайтесь уделить этому аспекту наибольшее внимание!
Продолжительность
Любой любительский фильм воспринимается зрителями
<тяжелее>, чем голливудские блокбастеры. В связи с этим не
переборщите с продолжительностью своего фильма! Помните: то, что
нескучно смотреть в течении 5 минут может отправить публику в глубокий сон
уже через полчаса.
На сегодняшний день у любительских фильмов существует несколько
<классических> продолжительностей:
- клипы/приколы: менее 4 минут;
- стандартные фан-фильмы: не более 10 минут;
- фильмы для фестивалей и участия в конкурсах: 20-25 минут.
Учтите, что любительские фильмы с продолжительностью более получаса
гораздо сложнее в производстве и до просмотра
воспринимаются потенциальными зрителями более скептично. Кроме того, при
распространении через интернет многие люди не захотят скачивать большой
файл, опасаясь получить бездарное и неинтересное любительское видео. Лишь
при появлении многочисленных положительных отзывов о фильме, его будут
смотреть в таких же количествах, как и короткие клипы.
Но придумывать сюжет, рассчитывая на заданную продолжительность, не
стоит. Главное - сделать его законченным, интересным и понятным, а уж
какой длины он будет - совершенно не важно.
Оценка концепции
Итак, следуя описаным принципам, приступайте к изложению своих идей на
бумаге. Пишите так, как вам удобнее, но с расчётом на то, что текст будут
читать и другие люди.
После завершения сделайте паузу хотя бы на один день и прочтите
концепцию снова. Исправьте найденные опечатки, ошибки и неудачные речевые
обороты.
Пришло время выслушать оценку вашей концепции! Отправьте текст
двум-трём друзьям (не участвующим в проекте), желательно с разными
предпочтениями по жизни. Выслушайте их критику, не пытаясь
защищать свою концепцию. Найдите те вещи, которые во всех
рецензиях схожи. Это объективные недостатки вашей работы - постарайтесь их
исправить даже если они кажутся малозначительными. В случае, когда
рецензенты присылают совершенно разные мнения, верить им или нет - решать
вам.
Модифицируйте концепцию до тех пор, пока она не окажется наилучшей. Помните, что в любой концепции можно найти минусы (и любую <идеальную> концепцию можно загубить на следующих стадиях кинопроизводства), так что остановитесь на том варианте, который покажется вам лучшим.
Когда концепция будет готова, её можно показать остальным участникам
проекта. Если после этого никто не откажется работать с вами дальше,
можете считать свою концепцию удачной! Можно приступать к поиску
активистов через интернет и написанию сценария.
По материалам сайта: smx.ru
Правило 1. Только не натюрморты
Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Дизайн все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего фразы "Спальня Мити, утро" вполне достаточно. Ваша работа - описать действия героев.
Правило 2. Деталь
Иногда нужно дать деталь. Например, "Спальня Мити, утро. На полу разбросано женское нижнее белье". Или "Спальня Мити, утро. На стене залитая солнцем пастельная акварель". Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!
Правило 3. Прятать описание
Описание можно спрятать в действие. "Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с низкой советских времен кушетки и наступает на белый шелковый лифчик". Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать "спрятанные" описания кушетки и лифчика.
Правило 4. Экономичное письмо
"Экономичное письмо" одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично - это квалификация сценариста. Для прочувствования представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 гривны.
Правило 5. Фильтруйте слова
Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При брейн-сторме на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из, может быть, пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.
Правило 6. Более конкретный синоним
Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.
Правило 7. Но мне нужно описать это место!
Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи
Правило 8. Тропы
Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи, ономатопоэтики. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность.
Правило 9. Правило четырех строк
Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется "избавляться от черноты".
Правило 10. Осторожней!
Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик "осторожней!" или "черт!".
Правило 11. Еще быстрей
Оживите описания смешными словами или звуками, например, ШТРЯФК! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа ВЫСТРЕЛ.
Располагайте одно предложение в абзаце.
Правило 12. Описание персонажа
Придумайте персонажам короткие емкие описания. Например, "крашеная брюнетка, секретарша в непонятной конторе на Святошино".
Правило 13. Еще быстрей
Употребляйте энергичные описания действий. Не "Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается", а "Митя кладет руку ей на грудь". Поменьше запятых. Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего о чем он говорит.
Правило 14. Переворачиватели страниц
Лаурисио подкрадывается и: (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, "Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги" - переворачивается страница - "Из кухни выходит мама". Переворот страницы - как переход между программами на телеканале, очень ответственный момент.
Правило 16. Режьте
Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. А уж сколько "и" и "но" можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?
Источник: http://filmmaker.iatp.org.ua/script_rules.htm
Конечно, постановочный сценарий накладывает определенные ограничения, однако, основными вопросами линейной композиции, на которые следует ответить перед началом съемки - это то, с какой точки лучше всего вести съемку, в какой части должна быть расположена линия горизонта, как должны быть расположены актеры и декорации, как передать пространство. Так как главная задача создателей фильма заключается в наиболее выразительной передаче замысла автора.
Поэтому, при построении кадра, решая композиционную задачу, создатель фильма должен обращать внимание на:
А) линейное построение кадра, связанное главным образом с определением точки съемки и перспективой изображения.
Б) свет и тон, отображающие форму и объемность предмета съемки, создающие необходимую уравновешенность светотеневых пятен в кадре.
Автор: Alex Sergeev
16 правил сценариста
William Martell,
Sixteen Pointers to Better Description. Explaining what we can do to improve the writing that comes in-between that brilliant dialogue (Issue 8.2 Feb 2000), Heart Transplant. Another series of scriptwriting articles kicks off (Issue 8.6 June 2000) Hitchcock's Chocolates. Writing the "environmentally friendly" script (Issue 8.7 July 2000) - www.raindance.co.uk/filmmakers.htm
Sixteen Pointers to Better Description. Explaining what we can do to improve the writing that comes in-between that brilliant dialogue (Issue 8.2 Feb 2000), Heart Transplant. Another series of scriptwriting articles kicks off (Issue 8.6 June 2000) Hitchcock's Chocolates. Writing the "environmentally friendly" script (Issue 8.7 July 2000) - www.raindance.co.uk/filmmakers.htm
Правило 1. Только не натюрморты
Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Дизайн все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего фразы "Спальня Мити, утро" вполне достаточно. Ваша работа - описать действия героев.
Правило 2. Деталь
Иногда нужно дать деталь. Например, "Спальня Мити, утро. На полу разбросано женское нижнее белье". Или "Спальня Мити, утро. На стене залитая солнцем пастельная акварель". Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!
Правило 3. Прятать описание
Описание можно спрятать в действие. "Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с низкой советских времен кушетки и наступает на белый шелковый лифчик". Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать "спрятанные" описания кушетки и лифчика.
Правило 4. Экономичное письмо
"Экономичное письмо" одновременно описывает действие, интерьер и персонажей, как это было показано в предыдущем совете. Писать экономично - это квалификация сценариста. Для прочувствования представьте, что вы будете посылать сценарий телеграммой, и каждое слово стоит 2 гривны.
Правило 5. Фильтруйте слова
Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При брейн-сторме на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из, может быть, пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.
Правило 6. Более конкретный синоним
Постарайтесь в каждой сцене заменить часто встречающиеся общие глаголы или существительные (идет, говорит, смотрит, дом, женщина) их более конкретными синонимами.
Правило 7. Но мне нужно описать это место!
Хорошо, если художники будут решать, как это будет выглядеть, то сценарист вправе описать, как это чувствуют персонажи
Правило 8. Тропы
Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи, ономатопоэтики. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность.
Правило 9. Правило четырех строк
Никакое действие не должно занимать в сценарии больше четырех строк. Если сцена занимает не меньше страницы, разбейте ее пустыми строками. Четыре строки - пробел, четыре строки - пробел. Это называется "избавляться от черноты".
Правило 10. Осторожней!
Другой способ разбить длинную сцену - вставить на страницу хотя бы одну реплику персонажа, даже если это будет выкрик "осторожней!" или "черт!".
Правило 11. Еще быстрей
Оживите описания смешными словами или звуками, например, ШТРЯФК! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа ВЫСТРЕЛ.
Располагайте одно предложение в абзаце.
Правило 12. Описание персонажа
Придумайте персонажам короткие емкие описания. Например, "крашеная брюнетка, секретарша в непонятной конторе на Святошино".
Правило 13. Еще быстрей
Употребляйте энергичные описания действий. Не "Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается", а "Митя кладет руку ей на грудь". Поменьше запятых. Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего о чем он говорит.
Правило 14. Переворачиватели страниц
Лаурисио подкрадывается и: (тут надо перевернуть страницу). Мартел говорит, что специально добавлял пустые строки или убирал что-то, чтобы момент саспенса приходился на конец страницы. Можно специально напустить саспенсу в конце страницы. Например, "Митя входит. Никого нет. Вдруг он слышит шаги" - переворачивается страница - "Из кухни выходит мама". Переворот страницы - как переход между программами на телеканале, очень ответственный момент.
Правило 16. Режьте
Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. А уж сколько "и" и "но" можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?
Источник: http://filmmaker.iatp.org.ua/script_rules.htm
Композиция кадра
Композиция - это совокупность всех элементов кадра, их взаимное расположение и сочетание, а также применение различных изобразительных и технических методов, которые позволяют с предельной выразительностью показать замысел создателя фильма.Конечно, постановочный сценарий накладывает определенные ограничения, однако, основными вопросами линейной композиции, на которые следует ответить перед началом съемки - это то, с какой точки лучше всего вести съемку, в какой части должна быть расположена линия горизонта, как должны быть расположены актеры и декорации, как передать пространство. Так как главная задача создателей фильма заключается в наиболее выразительной передаче замысла автора.
Поэтому, при построении кадра, решая композиционную задачу, создатель фильма должен обращать внимание на:
А) линейное построение кадра, связанное главным образом с определением точки съемки и перспективой изображения.
Б) свет и тон, отображающие форму и объемность предмета съемки, создающие необходимую уравновешенность светотеневых пятен в кадре.
Автор: Alex Sergeev
Естественное и искусственное освещение
(особенности съемки)
Основными характерыми разновидностями света являются: рисующий, моделирующий, заполняющий, фоновый и контровой.
Рисующий - это пучок света, состоящий из параллельнно направленных лучей, который используют для формирования у зрителя представления о том, где находится его источник, а также для того, чтобы показать объемность объектов, однако, учтите тот факт, что он образует довольно контрастные тени и полутени.
Моделирующий - этот вид света во многом подобен рисующему, однако он несколько сглаживает тени, за счет использования менее ярких источников света с рассеивающими сетками.
Заполняющий - это рассеянный свет, который не создает теней на объектах съемки, позволяет осветить затенненные участки. Рисующий и заполняющий источники света обычно располагают по разные стороны относительно оптической оси объектива камеры.
Фоновый свет - применяют для освещения объектов, находящиеся на фоне главных.
Контровой - применяют в тех случаях, когда в первую очередь, необходимо показать световой контур снимаемого объекта.
Основная особенность проведения съемки в естественных условиях - это практически полное отсутствие возможности влиять по своему желанию на уровень контраста и освещенности объектов съемки. Порой, встречаются объекты, на различных частях которых присутствуют настолько большие перепады освещенности, что камера в состоянии четко зафиксировать либо только темные части объекта, при полной засветке её светлых частей, либо только светлые, при полном затемнении слабо освещенных. Одним из способов снижения уровня контраста таких объектов является использование дополнительных источников света или применение отражателей, направленных на затененные поверхности. Такие отражатели можно изготовить, например, из листов фанеры, окрашенных алюминиевой краской или же листы бумаги (например, ватман). В принципе, отражатели могут быть практически любой конструкции, но предпочтение следует отдавать равномерно рассеивающим, так как иные отражатели могут создавать нежелательные блики.
Еще один момент, который необходимо учитывать в ходе проведения съемок при естественном освещении - это то, что уровень освещенности в естественных условиях непрерывно изменяется, поэтому действовать следует довольно быстро.
При проведении съемок в помещениях, в большинстве случаев, применяют искусственное или смешанное освещение. Поэтому, здесь следует отметить, что именно использование искусственного освещения, изменение его направления и силы позволяют легче всего решить вопрос воспроизведения формы и объема снимаемых объектов, их фактуры, соотношение тональностей, правильно передать глубину пространства и движение объектов, скрыть или показать какие-либо объекты, создать атмосферу тайны или её отсутствие, усилить образ мужественности, омолодить или состарить, изменить эмоциональной восприятие выражения лица снимаемого человека.
При проведении съемок в темное время суток, имеет смысл использовать дополнительные источники света, так как усилители слабого сигнала, имеющиеся в современных камерах, - вносят дополнительные искажения (видеошумы), ухудшая качество изображения.
Однако, основным правилом, которого следует придерживаться при решении вопроса эффективного освещения сцены - это то, что освещать следует только главное.
Автор: Alex Sergeev
Цвет и тон
Цвет и тон объектов съемки и фона - это одни из изобразительных инструментов, которыми должен научиться пользоваться создатель фильма. Цвет объекта съемки - характеризует окраску объекта съемки. Тон цвета - это степень насыщенности какого-то одного цвета, которая проявляется в различной отражающей способности (светлые тона - лучше отражают свет, а темные - хуже).Тональная композиция - это взаимосвязь света и тени, а также соотношение светлых и темных цветовых пятен, которые, наряду с исполнением прочих необходимых условий, - способствуют более глубокому раскрытию содержания снимаемой сцены.
Главным условием получения удачной композиции - является уместность элементов её составляющих.
Так, например, поздний вечер - не предполагает наличия в кадре большого количества ярких тонов, конечно, если это не фары автомобиля или другого искусственного источника света.
С другой стороны, ясный солнечный день - не предполагает больших участков кадра, окрашенных в темные тона (за исключением подворотен, неосвещенных оконных проемов и пр.).
Следует помнить, что, чем темнее фон, тем ярче будут выглядеть на нем менее темные тональные цветовые пятна. И наоборот - светлое тональное пятно, размещенное на светлом фоне, - будет выглядеть бледным и невыразительным.
Поэтому, всегда следует учитывать, что яркость того или иного тонального пятна во многом зависит от тона, преобладающего в конкретном кадре.
Снимая многоплановый объект, следите за тем, что бы тональные переходы способствовали правильному восприятию времени, пространства и перспективы, что бы темные и светлые участки акцентировали основные элементы кадра.
При чем, в общем случае, приемы тональной композиции следует использовать таким образом, что бы наиболее ярко тонально выделенный участок кадра совпадал со смысловым центром кадра.
Одним из самых выразительных способов использования свойств цвета и тона - является съемка плана в черно-белой гамме (как черно-белый фильм), однако главный объект кадра, на котором должно быть сконцентрировано внимание зрителя позднее окрашивается в естественный цвет (например, с помощью компьютерной техники). Такой прием довольно часто используют при съемке рекламных роликов.
Автор: Alex Sergeev
Монтаж фильма
Монтаж - это одна из самых ответственных стадий создания фильма,
которую, по праву, можно сравнить с огранкой алмаза, так как только
монтаж, сам по себе, может коренным образом изменить восприятие зрителем
отснятого материала, привнести неповторимую эмоциональную составляющую,
поднять накал страстей до предела, и, в конечном итоге, превратить
отснятый материал в настоящий шедевр мирового масштаба или же
окончательно его угробить.
Существует три основных творческих приема монтажа:
1. Последовательный временной монтаж, при котором все кадры фильма монтируются в порядке логического развития сюжета.
2. Параллельный, когда поочередно происходит поочередный показ
двух и более параллельных действий, что бы зритель имел возможность
воспринять все происходящее одновременно. При таком монтаже, следует
точно согласовывать очередность совершения всех событий в чередующихся
фрагментах, что бы сохранялся эффект одновременности.
3. Сравнительный монтаж. Данный способ монтажа применяется в тех
случаях, когда требуется получить метафорическое сравнение.
Композиционное построение смежных по монтажу кадров должно быть таким,
чтобы сходство возникало в наиболее непосредственном и легком к
восприятию виде. Поэтому следует стремиться, чтобы ракурс съемки смежных
кадров, линейная и световая композиция, а также масштаб съемки, по
возможности, были равными.
Также отдельно выделяют комфортный и акцентный стиль выполнения монтажа фильма.
Комфортный - заключается в соблюдении общепринятых методов
компоновки отдельных кадров. Фильм смонтированный в комфортном стиле,
построен таким образом, что зритель не замечает склеек, постоянно четко
осознает время и место действия.
Акцентный - допускает нарушение отдельных или даже, в отдельных
случаях, всех общепринятых правил монтажа и съемки, с целью выделения в
кадре (из общей массы) каких-либо важных объектов, основной идеи фильма и
пр.
Каждый из стилей монтажа хорош по-своему, поэтому применяйте их исходя из принципа целесообразности.
В процессе монтажа, из всего отснятого материала отбираются
только наиболее удачные в художественном и техническом отношениях
фрагменты, а затем взаимно компонуются в соответствии с постановочным
сценарием, с учетом принципов, изложенных в разделе "Съемка фильма".
В идеальном случае, соединение отдельных кадров в единое целое
должно производиться таким образом, что бы фаза движения снимаемого
объекта в последнем кадрике первого кадра была бы предыдущей, по
отношению к фазе движения данного объекта в первом кадрике следующего
кадра. Однако, далеко не всегда возможно выполнить такой монтаж, поэтому
склейку смежных кадриков следует располагать в таком месте, где
происходит наиболее неустойчивое движение объекта съемки.
Для получения более подробной информации о монтаже - рекомендую посетить сайт http://v-montaj.narod.ru/
кинорежиссера, члена Союза кинематографистов РФ А.С. Каминского.
Автор: Alex Sergeev
Комментариев нет:
Отправить комментарий